Предваряя предстоящее повествование об истории народов, заранее сделаем оговорку. Начнем его с истории башкирского народа. И вот почему. Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Поэтому начало рассказа с башкир ничуть не искажает исторической правды, не умаляет роли других народов. При этом соблюдается историзм изложения материала.
Если следовать письменным источникам прошлого, дошедшим до нас, то можно, казалось бы, считать башкир уже более тысячи лет коренным населением края. Но все дело в том, с каких пор башкиры здесь живут, какие племена представляли их предки, на каком языке они говорили? И самое главное, когда они сложились в один народ с общей территорией, культурой, языком?
Эти нетривиальные вопросы вот уже несколько столетий привлекают внимание историков, языковедов, антропологов и других специалистов, порождают у них бесконечные споры, которые не прекратились и до сих пор. Причины этого во многом кроются в неконкретности и противоречивости устных преданий, легенд, первых письменных источников о башкирах.
Башкиры, как и многие другие народы, жившие во второй половине XIX века на территории Южного Урала, находились на низкой ступени развития. Не имея письменных памятников, они не знали своей истории, не знали, откуда появились, где жили и чем занимались их предки. По незнанию сами башкиры называли себя древнейшими обитателями края. Однако у них, писал в конце XIX века историк А. Е. Алекторов, есть устные предания, повествующие о том, что до их поселения, во времена давно минувшие, по обе стороны уральского хребта жили многочисленные Югорские племена, им не известные. Только потом здесь появились башкиры.
В этом нет теперь ни малейшего сомнения. Уцелевшие курганы, могилы, валы, остатки былых жилищ, медные копья, мраморные изображения человеческих лиц дают основание считать, что на месте нынешнего Южного Урала жили довольно развитые народы, знавшие о природных богатствах, умевшие отыскивать металлы, изготовлять из них орудия.
Особенно слабо исследованы ранние этапы этногенеза башкирского народа - IХ-Х вв. Отдельные историки ХVIII-ХIХ вв. (Д. Европеус, И. Фишер, А. Шлецер и др.) считали башкир финно-угорской языковой группой, впоследствии подвергшихся сильной тюркизации. Подобной точки зрения придерживался и советский этнограф, профессор МГУ С.А. Токарев. Одновременно возникла теория тюркского происхождения башкир, активными сторонниками которой являлись В. Н. Татищев, П. И. Рычков (XVIII в.), а затем П. С. Назаров, Н. М. Малиев (XIX в.). Известный уральский этнограф С. И. Руденко пришел к выводу, что в формировании башкирского народа участвовали различные племена. Существует также мнение (Р. Г. Кузеев), что башкиры в IX веке жили в Приаральских степях, а на Южный Урал они пришли и заселили его лишь в самом конце IX или в начале Х вв.
Как показывают исследования этнографов, башкирские племена к моменту появления на Южном Урале не представляли однородной массы. Локальные различия в культуре башкир имели глубокие корни.
Специалисты считают, что у башкир, как кочевого народа, за несколько поколений сменился образ жизни. Этот процесс занял многие десятилетия и происходил он в условиях существования постоянных контактов кочевников с оседлым населением. Переход башкир к оседлой жизни длился три столетия (ХУ11-Х1Х вв.), причем шел он при определенном давлении властей.
Кочевая система хозяйства уступила полукочевой. Скотоводство на значительной территории края постепенно заменялось земледелием и лесными промыслами. Со временем оно приобрело отгонный характер. Смена образа жизни сопровождалась переходом населения к оседлости. Однако это не значит, что произошла полная смена уклада жизни. Даже в начале XX века сохранились выезды отдельных хозяйств на летовки. Одновременно продолжали существовать разнотипные элементы культуры, в том числе кочевых и оседлых поселений.
Крупные знатоки истории башкирского народа С.И. Руденко и Р.Г. Кузеев рассматривают проблемы происхождения и формирования башкир в тесной связи с историей печенегов, огузов, волжских булгар, половцев и монголов. Эти так называемые "поздние кочевники", считают ученые, оказали существенное влияние на формирование башкирских племен. При явном сходстве в образе жизни с "ранними кочевниками" (скифами и сарматами) поздние кочевники во многом стали иными - у них появились нового образца, более легкие и удобные сабли, конские седла со стременами, передвижные разборные юрты, заметно изменились формы лука и наконечников стрел, погребальные обряды.
Вполне естественно, интерес к истории башкирского народа проявлялся и гораздо раньше. Впервые этноним "башкорт" в исторической литературе упоминается с середины IX века в трудах арабо-персидских авторов. Историк Х века Ал-Масуди писал, что баутгарты (башкиры) в конце IX века участвовали в войне в районе Аральского моря.
Другой автор того времени Ал-Балхи знал башкир, которые заселяли горно-лесную страну, что их насчитывалось приблизительно две тысячи человек. Он указывал, что башкиры прекрасно защищены лесами, что их никто не мог покорить. Ал-Балхи сообщал также, что они "подвластны болгарам". В повествовании нетрудно заметить горы Южного Урала, где ближайшими соседями башкир были булгары в Нижнем Прикамье и гузы - в южноуральских степях.
Среди арабских письменных источников о башкирах наиболее ценными и достоверными являются записки Ахмеда Ибн-Фадлана о его продолжительном путешествии в начале Х века из Багдада через Бухару и Хорезм к волжским булгарам. С группой путешественников в 921-922 годах он прошел через степи и пустыни Средней Азии и вышел к реке яик (Урал). Свой дальнейший путь он держал через страну башкир и подошел к Волге. Будучи очевидцем того времени, Ибн-Фадлан оставил интересные сведения о русах (русских), хазарах и башкирах. Особенно интересно описание им быта, культуры и нравов башкир.
Вот как характеризует Ибн-Фадлан башкир: "... это худшие из тюрок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отделяет его голову, берет ее (с собой), а его (самого) оставляет. Поэтому, - писал он, - мы остерегались их (башкир - И. Г.) с величайшей осторожностью", так как это были грубые племена, жившие грабежом.
Конечно, к этим сообщениям издалека можно относиться по-разному: одни им могут верить, другие их отвергать. Однако многие ученые сходятся во мнении, что записки Ибн-Фадлана - это исторический источник, заслуживающий большого доверия, и он пригоден для научного использования. Известный историк А. П. Ковалевский в "Книге Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг." (1956) сделал вывод, что Фадлан относился к описанию всего, что он видел и слышал, весьма добросовестно. К сожалению, текст его рассказов дошел до наших дней не полностью, и он не свободен от искажений.
О башкирах той эпохи остались и иные мнения. Европейские путешественники, посетившие башкир в средневековье, высказались о них как о храбрых, живых и гостеприимных людях. Башкиры свободно перекочевывали по степям, устраивали там свои кибитки, занимались скотоводством, тешились верховой ездой и игрой.
Эти черты характера башкир сохранились у них до начала XX столетия. В то время как татары, мещеряки, а также финно-угорские народы - черемисы, мордва, вогулы (манси) - угрюмы и малоподвижны, башкиры беззаботны, веселы, даже легкомысленны, писал путешественник М. А. Круковский. "Пережитые бедствия сделали их недоверчивыми, подозрительными к чужому. Но стоит лишь заслужить его доверие, и тогда башкир развертывался во всю свою широкую, степную натуру".
Среди башкирского народа бытуют старинные предания, в которых рассказывается о происхождении племен, родов и их названий, а также о связях башкир с другими народами. Наиболее древний мировоззренческий пласт образуют легендарные предания о мифических родоначальниках башкир, которыми у них часто выступают какие-то животные или птицы - волк, медведь, лебедь, ворона, а также демонические существа - шайтан, шурале (леший).
Предания прошлого содержат самые разные сведения о приходе предков башкир на Урал во главе с мифическим предводителем. Используются при этом неопределенные формы выражения "откуда-то с юга", "с турецкой стороны"; "со стороны Алтая" и др. Безусловно, вымышленность, условность такого рода сюжетов весьма явственна. Но в этих повествованиях, облаченных в легендарные формы, нетрудно заметить отдаленные отзвуки этно-исторических связей башкир с народами Алтая, Средней Азии, Казахстана, что подтверждается историческими источниками.
Легендарные предания о происхождении башкирских племен и родов, о заселении и освоении Урала следует рассматривать как ранние народные рассказы, так как действительность в них берется "в общественном аспекте". Имеются также предания, в основе сюжетов которых лежат реальные факты общезначимого характера.
Как бы ни был широк разброс суждений, большинство ученых сходятся во мнении, что этническое ядро башкирского народа - в основе своей тюркоязычное. Признается как факт, что раннее башкирские племена обитали на Южном Урале, начиная с первых веков нашей эры. По антропологическим особенностям башкиры больше тяготеют к татарам, удмуртам и марийцам и значительно отличаются от казахов, киргизов и других, южных тюркоязычных народов.
Археологические и другие источники свидетельствуют, что башкиры в Х-Х1У вв. являлись тюркоязычным народом. Они заселяли вместе с другими народами весь Южный Урал с прилегающими к нему территориями - нынешними Оренбургской, Челябинской, Курганской, Свердловской и Пермской областями, Башкирской, Татарской и Удмуртской республиками. На этом обширном пространстве и происходило формирование башкирского этноса.
Важную роль в этнической консолидации башкир, развитии их культуры, по мнению Р. Г. Кузеева, сыграли XIII-ХIV века. Это было время, когда в среду башкир влились новые кочевые племена - табынцы, катайцы и другие. В результате такого слияния происходило окончательное созревание тех этнокультурных признаков, которые характеризуют современных башкир.
Исследования археологов позволили проследить основные этапы обитания и становления на Южном Урале древнебашкирского этноса, начиная примерно с VII-IХ вв. Разумеется, на каждом из таких этапов этнос как исторический феномен не оставался неизменным, а постоянно развивался, приобретая все новые оттенки. Современная археологическая наука по сохранившимся и обработанным вещественным материалам достаточно точно установила, что начало формирования башкирского этноса, связано с массовым переселением южносибирских, казахстанских и других племен. Пришлые кочевники ассимилировали местное население. Древне-башкирское этническое ядро и по численности, и по территории оставалось намного меньше, чем в Х-ХII вв., когда в их состав влились новые потоки кочевников.
Принимая во внимание современный уровень знаний и накопленный на сегодня археологической наукой материал, Р. Г. Кузеев этническую историю башкир условно разделил на два больших периода: 1)до VIII-IX вв., когда предки башкир еще пребывали в составе более обширных этнических образований, проживавших на разных территориях; 2) с VIII-IX вв., когда начинается собственно башкирская история и башкиры вступают на самостоятельный путь развития в пределах их сегодняшнего расселения.
В формировании башкир как народа, их этнического облика и культуры второй период сыграл решающую роль. Само собой разумеется, что происхождение племен и отдельных групп, вошедших затем в состав башкирской этнической общности, восходит к предыдущему этапу. Сплочение башкирского народа происходило в период между падением Западного Тюркского каганата (VIII в.) и возникновением империи Чингисхана (XIII в.). Окончательное формирование башкирского народа завершилось в последующие столетия. Оно неразрывно связано с вхождением Башкирии в XVI веке в состав Российского государства.
Процесс становления башкирского этноса проходил в непростой обстановке. Реалии тогдашнего времени складывались по-своему. В начале XV века Золотая Орда окончательно распалась (такова участь всех империй) на несколько отдельных владений, в том числе возникла Ногайская Орда. Она сформировалась из различных тюркских и тюркизированных монгольских племен, обитавших на обширных просторах Прииртышья, северо-западной Монголии, Средней Азии, Северного Кавказа. И хотя точные границы расселения ногайцев определить трудно, считается, что основные кочевья их рассредоточивались по рекам Волге и яику.
Ногайская Орда, как самостоятельное государство, в середине XVI столетия в свою очередь раскололась на три отдельные части: одни улусы откочевали далеко на запад, другие - на восток. Улусы, оставшиеся в заволжских степях, стали называться Большими ногаями, с которыми в течение целых полутора веков жителям Южного Урала пришлось иметь дело.
Большая ногайская Орда в 1557 году приняла российское подданство. Однако во многом продолжала сохранять самостоятельность и вела себя довольно агрессивно. Кочевья ногаев в отдельные годы доходили до среднего течения яика и Самары. В Приуралье ногайские племена сталкивались с башкирами. Под натиском кочевников-ногайцев башкиры вынуждены были отойти за реку Белую. Столкновения ногайцев нередко происходили и с волжскими казаками, которые сдерживали грабительские набеги непрошеных гостей на русские земли.
В первой половине XVII века под давлением кочевников-калмыков, вторгшихся с востока, многие улусы Больших ногаев покинули заволжские степи, откочевав к Приазовью и Северному Кавказу - в места кочевий своих соплеменников. Набеги со стороны ногаев прекратились.
После присоединения в 1783 году Крыма к Российской империи царское правительство, чтобы оградить ногайцев от влияния Турции, решило перевести их в уральские степи. Последние были разорены и малолюдны после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Однако из этого ничего не вышло. Ногайцы массами уходили в Турцию и в Закубанье, зависимое тогда от турок.
Ногайцы оставили глубокий след в истории Башкирии. Некоторые ученые, в частности П. И. Рычков, считали даже, что башкиры произошли от ногайцев, что весьма сомнительно. Несомненно, одно: ногайцы наложили заметный отпечаток на историю башкирского народа.
Этнографам удалось восстановить родоплеменной состав башкир в ХVII-ХIХ вв. Они выделили самые древние башкирские этнические образования, состоявшие из ряда самостоятельных племенных групп - это бурзяне, усергане, тангауры, тамьяне и др. Все они были носителями башкирского этноса, но имели собственные названия, которые обладали большими территориями распространения у тюркских народов.
Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горные и лесистые местности Южного Урала. В конце XIX века башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского, Орского и Оренбургского уездов. Они перешли к полукочевому образу жизни - зимой находились в деревнях, а весной выезжали с семейством и домашним скотом в горы и пребывали там вплоть до зимы, когда вновь возвращались в деревню.
Постепенно кочевники осваивали оседлость, отказываясь от ежегодных изнурительных переходов от пастбища к пастбищу. Но, перейдя к оседлости, они оставались верными своему главному занятию в жизни - скотоводству, благо земли для разведения скота хватало на всех. Численность башкир на Южном Урале неуклонно росла. В 1897 году на территории Оренбургской губернии проживало свыше 254 тысяч лиц башкирской национальности, что значительно больше, чем столетие назад.
За многие столетия фиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества: изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д. Знание основ и этапов развития различных сфер культуры помогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путей дальнейшего развития национальной культуры башкирского народа.
(С.И.Руденко)