Республика начинает готовиться к грандиозной дате - 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Участвовать в празднованиях будут все: в министерствах, ведомствах, культурных и образовательных учреждениях приняты планы мероприятий, в соответствии с которыми через полтора года нас ожидают существенные изменения в облике городов и районов республики, феерические фестивали, масштабные выставки, представительные конференции и эпохальные визиты крупных фигур международного масштаба.
       Логичной прелюдией к празднику длиною в полтора года должно стать слово историков. Слово, после которого будет поставлена точка в спорах о том, насколько добровольным было вхождение башкир в состав России. Для этого Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН приложит все усилия: в предстоящем году запланированы фольклорные и филологические исследования, археологические экспедиции, поиск новых архивных документов, способных убедить скептиков в том, что присоединение башкирских земель к российским было продуманным шагом вождей народа.
       Международное положение русского государства было в середине 16 века сложным. После покорения Казанского ханства обострились отношения с Крымским ханством, Польшей, Ливонским орденом. С башкирами у России проблем не было: мудрые Бии понимали, что "под крылом" мощного соседнего государства расширяются возможности для развития народа. Тем более, что царские грамоты гарантировали сохранение прав вотчинного владения башкирскими землями за их хозяевами.
       Процесс вхождения Башкирии в состав России был постепенным. Башкирские племена, прежде находившиеся под властью казанского ханства, приняли российские подданство после падения Казани автоматически. В середине 50-х годов 16 века южные и центральные башкиры, относившиеся к Ногайскому ханству, также перешли под власть московского царя. Никаких силовых действий он для этого не предпринимал. В летописях написано, что дружины Ивана Грозного, которые шли в восточном направлении, остановились как раз у башкирских пределов. Царь между тем готовил большую войну на западном направлении - со Швецией и Польшей, поэтому московская власть не была заинтересована в военных действиях на востоке. Заметим, что Ногайскому ханству потеря вассалов, безусловно, не нравилась, и оно еще в течение нескольких десятилетий посылало к башкирам сборщиков дани. Однако те задерживались местной властью и, говоря современным языком, депортировались.
       Описывая историческое развитие любого народа, исследователи обращают внимание на так называемые точки бифуркации - ключевые события, от которых зависит вся дальнейшая история. Осознанный выбор, который сделали руководители башкирского народа в 50-е годы 16 века - и есть тот самый переломный момент, изменивший ход истории и давший толчок и экономическому, и культурному развитию региона.
       Заведующий отделом истории Башкортостана Института истории, языка и литературы УНЦ РАН Михаил Роднов убежден, что этот выбор был выгоден обеим сторонам. Россия расширяла свои границы безо всяких военных усилий и получала сильный и выносливый "народ-пограничник". Вплоть до середины 60-х годов 19 века, то есть до завоевания Средней Азии, башкиры охраняли восточные границы Российского государства от Каспийского моря до Омска. Они несли военную службу, снабжали Россию пушниной и медом, а в ответ правительство Ивана Грозного гарантировало им вотчинное право на землю. Кстати, башкиры были единственным народом европейской России, который имел такие привилегии. И когда в 19 веке калмыки попросили императора передать им права на землю, они получили жесткий ответ, в котором говорилось, что они - народ пришлый и живут на государевой территории, а земля башкир принадлежала тем издревле. Башкиры-вотчинники вплоть до 1917 года относились к группе людей, владеющих самыми крупными земельными участками в России. С ними могли сравниться только казаки и прибалтийские князья.
       Одобрительное отношение народа к выбору вождей нашло свое отражение в фольклоре. Возглавлявшие переговорный процесс главы башкирских племен получили в народной памяти позитивный образ. Если же обратиться к ногайскому устному творчеству, то в нем бий Исмаил, к примеру, представлен как предатель, продавший русским свою родину. Это говорит о том, что ногайский народ не осознавал тех перспектив, которые открываются перед ним в случае вхождения в состав России. Последствия такой недальновидности ногайцев сегодня очевидны: прежде мощное государство между Волгой и Эмбой сошло с политической арены.
       Михаил Роднов назвал вхождение Башкирии в состав России взаимовыгодной политической комбинацией. Он уверен, что зародившаяся 450 лет назад политика договорных отношений получила развитие и в начале 20 века, когда была создана Башкирская республика, и в последние 15 лет.
       Но это уже другая - новейшая - история...

01.12.05.                                                                                      
Инесса Брусиловская.

Дружба народов - их богатство
башкирская пословица
 
Руководитель проекта Халимов Ленар Фанильевич
Copyright. © 2007 RakS. All rights reserved.
Hosted by uCoz